Юридические услуги для интернет-проектов
Отличные юристы для необычного бизнеса

+7(495)540-58-56

Звоните в будни с 10 до 20 часов

Получить предварительную консультацию

Разработан законопроект о налогообложении электронных услуг

В последние дни в прессе1 обсуждается законопроект, подготовленный депутатами Госдумы Андреем Луговым (ЛДПР) и Владимиром Парахиным (Справедливая Россия), об обложении иностранных компаний НДС за предоставление электронных услуг в сети Интернет.

10 декабря 2015 года

Авторы законопроекта утверждают, что необходимость законодательных изменений связана с тем, что иностранные поставщики контента поставлены в более выгодное положение по сравнению с российскими компаниями, поскольку российским потребителям выгоднее приобретать контент у иностранных компаний, так как его стоимость в этом случае не включает НДС.

Что предлагается?

В законопроекте впервые предпринимается попытка специального регулирования электронных услуг в целях обложения НДС. В результате единым правилам будут подчиняться практически все компании, ведущие деятельность в сети Интернет (как российские, так и иностранные

Так, под электронными услугами понимается оказание услуг через Интернет (или иную аналогичную электронную сеть) автоматизированно с использованием информационных технологий. В частности, к данному понятию предполагается отнести следующую деятельность:

  • реализация программного обеспечения, книг, музыки, фильмов, игр в электронном виде;
  • рекламные услуги в сети Интернет;
  • хостинг и регистрация доменов;
  • осуществление облачных вычислений;
  • оказание услуг автоматическим способом (автоматизированный перевод, счетчик сайтов)
  • Интернет-телефония, и иные виды связи, предоставляемые в сети Интернет;
  • хранение и обработка информации;
  • трансляция теле- и радиоканалов;
  • услуги по удаленному системному администрированию и удаленной программной поддержке;
  • системы поиска;
  • посреднические услуги площадок по заключению сделок между пользователями.

Напомним, что на данный момент участники Интернет-рынка имеют различный статус в отношении НДС. Например, услуги российских Интернет-компаний (в частности, предоставляющих хостинговые услуги) облагаются НДС, а услуги их иностранных конкурентов – нет. Данная ситуация связана с текущим порядком определения места реализации услуг для целей НДС. Так, российский НДС на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – «НК РФ») возникает по месту нахождения исполнителя (провайдера) услуг. Кроме того, деятельность разработчиков по отчуждению и лицензированию программного обеспечения и баз данных не подлежит обложению НДС согласно подпункту 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

В связи с этим вполне логично, что авторы законопроекта в рамках единого подхода к регулированию рынка электронных услуг предлагают пересмотреть действующую преференцию в отношении предоставления прав на ПО и базы данных по лицензионным договорам, сохранив при том налоговое освобождение только для отчуждения исключительных прав на программное обеспечение и базы данных. Впрочем, одновременно с этим вводится другой способ налогового стимулирования российских IT-компаний в области налога на прибыль, а именно возможность увеличить расходы, связанные с получением доходов от предоставления лицензий на использование компьютерных программ и баз данных.

Кроме того, в законопроекте предлагается определить, что НДС в отношении электронных услуг должен начисляться по месту нахождения покупателя. Отметим, что последнее предложение не является чем-то принципиально новым для российского налогового законодательства. Аналогичные правила (начисление НДС по месту нахождения покупателя) установлены, например, в отношении передачи, предоставления патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав; оказании услуг (выполнении работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации (подпункт 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ).

На кого распространится?

Несмотря на то, что законопроект преподносится журналистами как очередная мера, направленная на выведение российского бизнеса из офшоров и реализацию идеи «импортозамещения», фактически речь идет об установлении единого режима для всех участников IT-рынка вне зависимости от места нахождения компаний. Собственно, и по мнению депутатов Андрея Лугового и Владимира Парахина, законопроект призван уравнять налоговые обязательства российских и иностранных компаний на рынке реализации контента и оказания услуг в российском сегменте Интернета.

Очевидно, этой же цели служит применяемый в законопроекте подход к определению налоговой базы по НДС (сумма, с которой необходимо начислить налог) для иностранных лиц – это стоимость электронной услуги с учетом налога (напомним, что для российских лиц налоговая база – это просто стоимость услуг). При этом иностранные компании согласно законопроекту будут применять ставку 15,25%, что приведет к одинаковым экономическим результатам для российских и зарубежных компаний. При этом особый интерес представляет порядок налогообложения иностранных компаний, не присутствующих на территории России. Авторы законопроекта предлагают особую процедуру постановки иностранных компаний на налоговый учет, налогового контроля (в рамках камеральных проверок), а также использования личного кабинета налогоплательщика для представления налоговой декларации по НДС.

Кроме того, что в законопроекте указывается, что при участии какой-либо компании-посредника в расчетах между иностранной компанией, оказывающей услуги и российским пользователем, такая компания- посредник становится налоговым агентом, на котором лежит обязанность исчислить, удержать и перечислить НДС в бюджет.

Иностранный опыт

C 1 января 2015 года на территории Европейского Союза было существенно изменено регулирование налогообложения телекоммуникационных, электронных услуг (electronically supplied services) и услуг по осуществлению вещания, в которых покупателями услуг выступают неплательщики НДС, то есть конечные потребители (Business to Consumer (B2C)).2 Так же, как и в рассматриваемом законопроекте, такие услуги облагаются НДС по месту нахождения пользователя (покупателя), вне зависимости от того, зарегистрирована ли компания на территории ЕС или нет. Еще одно сходство с законопроектом – необходимость регистрации иностранных компаний в стране-участнике Евросоюза для целей НДС.

В целом, мы считаем, что предложенные изменения, связанные с особым регулированием телекоммуникационных и электронных услуг для целей НДС, соответствуют международной практике.

 

1 http://www.rbc.ru/technology_and_media/06/12/2015/5661c5b79a7947997ac8e83f

http://www.vedomosti.ru/technology/articles/2015/12/04/619661-deputati-nds-google-apple

http://www.rbc.ru/politics/04/12/2015/56612d5e9a79477529297861

2 Council Implementing Regulation (EU) No 282/2011 http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=OJ:L:2011:077:FULL&from=EN

-----

Никита Сошников

Партнер

Тел.: + 7 (495)540-58-56

Моб: + 7 (968)566-60-34

e-mail: ns@atplaw.ru

Если Вам понравилась статья, пожалуйста, порекомендуйте ее друзьям

Назначить встречу

кратко опишите ситуацию и мы оперативно свяжемся с Вами

Контактная информация

Общество с ограниченной ответственностью
«Юридическая фирма «Толкачев и Партнеры»

Наш офис расположен по адресу:

Российская Федерация, город Москва, МФК "Савеловский Сити", ул. Новодмитровская д. 2 стр. 2

Для получения необходимой информации вы можете позвонить нам по телефону или отправить письмо по электронной почте.

Телефон / факс:

+7 (495) 540-58-56

e-mail:

clients@atplaw.ru

Получить предварительную консультацию

Получить консультацию

Заказать услугу

Заказать услугу
или обсудить вопрос

Заказать расчёт стоимости

Добрый день! Ваш запрос получен. Мы свяжемся с Вами в начале ближайшего рабочего дня