Юридические услуги для интернет-проектов
Отличные юристы для необычного бизнеса

+7(495)540-58-56

Звоните в будни с 10 до 20 часов

Получить предварительную консультацию

Как защитить коммерческую тайну?

В условиях жесткой конкуренции, в которых существует бизнес, обеспечение конфиденциальности определенной информации может иметь решающее значение для сохранения выгодного положения на рынке. Защитить ценную информацию от разглашения можно распространив на нее режим коммерческой тайны.

25 февраля 2013 года

Артем Толкачев, Ирина Мазаева

25 февраля 2013 года

Установление режима коммерческой тайны позволяет обеспечить защиту сведений, имеющих коммерческую ценность, и в тоже время не требует осуществления каких-либо регистрационных или уведомительных действий, а также уплаты государственной пошлины и иных взносов.

Введение режима коммерческой тайны в компании преследует две основные цели:

  1. информирование сотрудников и контрагентов об установлении в отношении определенной информации режима коммерческой тайны и о последствиях разглашения такой информации (превентивная);
  2. привлечение к ответственности лиц, разгласивших информацию, составляющую коммерческую тайну.

Правовые основы по установлению, изменению и прекращению режима коммерческой тайны устанавливаются, помимо прочего, Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 29 июля 2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее – «Закон о коммерческой тайне»).

Коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (ст. 3 Закона о коммерческой тайне).

Коммерческая тайна может быть установлена в отношении сведений, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам и к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании. При этом режим коммерческой тайны может быть установлен в отношении сведений любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведений о способах осуществления профессиональной деятельности..

Таким образом, к сведениям, составляющим коммерческую тайну, могут относиться клиентские и партнерские базы, результаты интеллектуальной деятельности (в том числе находящиеся на стадии разработки), планы развития, информация о текущих и планируемых сделка, маркетинговые стратегии и методики исследования рынка, информация о системах охраны и другая информация.

Вместе с тем ст. 5 Закона о коммерческой тайне содержит перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. К ним, в частности, относятся сведения, содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры; сведения о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов; о численности, о составе работников, о системе оплаты труда; об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест и некоторые другие сведения, сокрытие которых может привести к ущемлению прав третьих лиц или противоречит общественным интересам.

Для установления в отношении определенной информации режима коммерческой тайны необходимо принять меры юридического и организационно-технического характера.

Меры по охране конфиденциальности информации, в обязательном порядке должны включать:

  1. определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
  2. ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
  3. учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
  4. регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
  5. нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Индивидуальный предприниматель, не имеющий работников, может не принимать меры, касающиеся охраны коммерческой тайны в рамках трудовых отношений (пункты 1,2,4).

Режим коммерческой тайны считается установленным только после принятия указанных мер.

Юридические мероприятия по установлению режима коммерческой тайны включают в себя разработку нормативно-распорядительных документов организации и закрепление соответствующей обязанности в трудовых договорах работников и гражданско-правовых договорах контрагентов.

В первую очередь необходимо закрепить перечень сведений, составляющих коммерческую тайну. Такой перечень может представлять собой отдельный локальный нормативный акт, может содержаться в тексте специально разработанного Положения о коммерческой тайне или быть приложением к нему. Вне зависимости от того, в какой форме будет утвержден данный перечень, необходимо учитывать, что объектом защиты в рамках установления режима коммерческой тайны является информация. Поэтому, например, не будет корректной формулировка, согласно которой режим коммерческой тайны распространяется на пропуска и/или различные журналы регистрации, поскольку данные объекты являются лишь материальными носителями. В приведенном примере можно указать, что к информации, составляющей коммерческую тайну, относится информация о системах сигнализации и пропускном режиме предприятия.

Как отмечалось выше, в большинстве случаев регулирование отношений по охране коммерческой тайны осуществляется на основании локального нормативного акта – Положения о коммерческой тайне организации.

Структура и содержание Положения о коммерческой тайне будет определяться спецификой работы организации и видами охраняемой информации. В Положении о коммерческой тайне целесообразно предусмотреть следующие разделы: общие положения; используемые понятия и термины; перечень информации, составляющие коммерческую тайну; порядок допуска работников к такой информации и прекращение допуска; права и обязанности работников, допущенных к коммерческой тайне; права и обязанности компании как обладателя информации, содержащей коммерческую тайну; перечень мер по обеспечению конфиденциальности информации; ответственность за разглашение коммерческой тайны.

Необходимо отметить, что использование типовых положений без учета специфики защищаемой информации может привести к тому, что в случае судебного спора окажется невозможным эффективно защитить интересы организации – обладателя конфиденциальных сведений.

Помимо принятия локальных нормативных актов необходимо обеспечить ознакомление работников, допущенных к коммерческой тайне, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, с установленным режимом коммерческой тайны и ответственностью за его нарушение. Ознакомление работников должно производиться под роспись (например, посредством подписания обязательства о неразглашении). Оригинал подписанного работником Обязательства должен храниться у работодателя с целью использования его в качестве доказательства в случае возникновения судебного спора.

Также необходимо включить соответствующий пункт об обязанности по неразглашению коммерческой тайны в трудовой договор с работником, который в связи с исполнением трудовых обязанностей получил доступ к информации, составляющей коммерческую тайну.

Передача коммерческой информации контрагенту и его обязанность неразглашению данной информации может регулироваться условиями гражданско-правового договора.

В случае судебного спора…

Разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, может повлечь за собой применение мер юридической ответственности следующих видов:

  1. дисциплинарная (ст. 81, 192 Трудового кодекса Российской Федерации);
  2. гражданско-правовая (возмещение убытков в соответствии со ст. 15, 1472 Гражданского кодекса Российской Федерации);
  3. административная (ст. 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
  4. уголовная (ст. 183 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Обратим особое внимание на меры дисциплинарной ответственности, поскольку в подавляющем большинстве случаев сведения, составляющие коммерческую тайну, разглашаются работниками. Причем такое разглашение может быть как умышленное (например, с целью извлечения прибыли или нанесения вреда работодателю), так и неосторожное (например, в результате несоблюдения мер защиты конфиденциальной информации).

П. 2 ст. 14 Закона о коммерческой тайне предусматривает, что работник, который в связи с исполнением трудовых обязанностей получил доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в случае умышленного или неосторожного разглашения этой информации несет дисциплинарную ответственность (при отсутствии в действиях такого работника состава преступления).

Разглашение коммерческой тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, признается грубым нарушение трудовых обязанностей и является основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя (подпункт «в» пункта 6 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации). Кроме того, работник обязан возместить реальный ущерб, причиненный работодателю разглашением сведений, составляющих коммерческую тайну.

Вместе с тем в случае если работник решит оспорить увольнение по указанному основанию, работодателю необходимо будет доказать в судебном процессе следующие обстоятельства:

  1. разглашенные работником сведения относились к коммерческой тайне;
  2. данные сведения стали известны работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей;
  3. работник в установленном порядке был ознакомлен с перечнем сведений, составляющих коммерческую тайну, и обязался не разглашать данные сведения;
  4. факт разглашения сведений работником (например, не будет таким фактом случай, если работник скопировал сведения для работы на домашнем компьютере, но при этом не разгласил их);
  5. работнику были созданы необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.

Таким образом, защита информации посредством введения режима коммерческой тайны имеет ряд преимуществ. В тоже время в случае судебного спора будет важно доказать соблюдение организацией всех требований законодательства по установлению режима коммерческой тайны.

-------

Мы надеемся, что вышеизложенные комментарии будут для Вас полезны. Если у Вас возникнут какие-либо вопросы в связи вышеизложенным, Вы можете связаться со мной в любое удобное время.

С уважением,

Артем Толкачев

 

Если Вам понравилась статья, пожалуйста, порекомендуйте ее друзьям

Назначить встречу

кратко опишите ситуацию и мы оперативно свяжемся с Вами

Контактная информация

Общество с ограниченной ответственностью
«Юридическая фирма «Толкачев и Партнеры»

Наш офис расположен по адресу:

Российская Федерация, город Москва, МФК "Савеловский Сити", ул. Новодмитровская д. 2 стр. 2

Для получения необходимой информации вы можете позвонить нам по телефону или отправить письмо по электронной почте.

Телефон / факс:

+7 (495) 540-58-56

e-mail:

clients@atplaw.ru

Получить предварительную консультацию

Получить консультацию

Заказать услугу

Заказать услугу
или обсудить вопрос

Заказать расчёт стоимости

Добрый день! Ваш запрос получен. Мы свяжемся с Вами в начале ближайшего рабочего дня