Юридические услуги для интернет-проектов
Отличные юристы для необычного бизнеса

+7(495)540-58-56

Звоните в будни с 10 до 20 часов

Получить предварительную консультацию

Госдума рассмотрит вопрос о запрете денежных суррогатов

18 декабря 2015 в Государственную Думу РФ был внесен законопроект № 957581-6, представляющий собой проект нового Кодекса об административных правонарушениях (далее – «КоАП»). Данный законопроект вносит множество новых положений, которые отсутствуют в ныне действующей редакции КоАП.

23 декабря 2015 года

Одно из новшеств законопроекта - это давно ожидаемый запрет на выпуск денежных суррогатов и введение юридического определения для таковых. Мы считаем, что данная инициатива направлена против конкретного явления – криптовалют (включая Bitcoin), которые получили в последнее время широкое распространение во всем мире.

Это не первая попытка ввести правовое регулирование в отношении денежных суррогатов в России. Ранее мы уже писали о законопроекте Минфина. Отметим, что разработчики нового КоАП в основном использовали идеи Минфина, постаравшись при этом уйти от необходимости комплексного изменения законодательства.

Какие изменения предлагается внести?

Денежным суррогатам посвящены статьи 30.38-30.40 новой редакции КоАП, которые устанавливают ответственность за выпуск (эмиссию), оборот и содействие обороту денежных суррогатов. Осуществление таких действий грозит, как правило, конфискацией предмета административного нарушения и административным штрафом (для юридических лиц по отдельным нарушениям он достигает нескольких миллионов рублей).

Помимо прочего, дается определение денежного суррогата, которое должно использоваться для целей кодекса и раскрывается список исключений, не подпадающих под определение денежного суррогата.

Что предлагается признавать денежным суррогатом?

В примечании к статье 30.38 КоАП, дается определение денежного суррогата, которое должно использоваться для целей кодекса. Определение выглядит следующим образом:

денежный суррогат это «выпускаемые (эмитируемые) на территории России объекты имущественных прав, в том числе в электронном виде, предназначенные для использования в качестве средства платежа и (или) обмена и непосредственно не предусмотренные в качестве официального средства платежа законодательством Российской Федерации».

Таким образом, по замыслу разработчиков законопроекта денежные суррогаты должны отвечать четырем признакам: российское происхождение, связь с имущественным правом, цели использования, отсутствие законодательного регулирования. Отметим, что это достаточно широкое определение, и под него потенциально попадает большое количество объектов.

Для того, чтобы ограничить сферу применения данного определения его сопровождает список из 12 объектов-исключений, которые не являются денежными суррогатами. К ним предлагается отнести: 

1) электронные денежные средств - их использование прямо предусмотрено федеральным законом «О национальной платежной системе», поэтому не соблюдается такой признак денежного суррогата как отсутствие законодательного регулирования;

2) электронные деньги, выпуск и обращение которых происходит в соответствии с положениями законодательства стран СНГ, Евросоюза, а также Великобритании – непонятно, чем обусловлено выделение данного перечня стран, кроме того, в случае выпуска этих объектов за рубежом не соблюдается такой признак денежного суррогата как российское происхождение;

3) условные счетные единицы, не предназначенные для использования в качестве средства платежа и (или) обмена – не соблюдается такой признак денежного суррогата как цели использования;

4) товары, обладающие собственной потребительской стоимостью, в том числе в случае их эпизодического использования для погашения обязательств (зачета встречных однородных требований) участниками взаиморасчетов – товар не может являться имущественным правом;

5) средства, используемые исключительно для приобретения объектов, не обладающих собственной потребительской стоимостью, валюты многопользовательских компьютерных игр – не соблюдается такой признак денежного суррогата как связь с имущественными правами;

6) 5 исключений, которые с той или иной стороны характеризуют отношения поставщика товаров/работ/услуг и его клиента по предоставлению рейтинга (ранжированию), баллов и бонусов в рамках «программ лояльности»;

7) имитации денежных средств, которые имеют видимые невооруженным глазом признаки, свидетельствующие об их имитационном характере, используемые при этом исключительно в качестве сувенирной, рекламной или информационной продукции – не соблюдается такой признак денежного суррогата как цели использования;

8) объекты имущественных прав, подлежащие лицензированию.

Приведет ли принятие данного законопроекта к запрету Bitcoin и иных криптовалют?

Исходя из указанных выше исключений, а также учитывая весьма неконкретное определение денежных суррогатов, вопрос об отнесении Bitcoin и иных криптовалют к суррогатам (и, соответственно, об их запрете) остается открытым.

Риск признания Bitcoin и иных криптовалют денежными суррогатами существует, поскольку: 

  • криптовалюты могут выпускаться на территории Российской Федерации (путем майнинга);
  • криптовалюты обладают основными свойствами, присущими имущественным правам – экономическая ценность и оборотоспособность (соответственно, криптовалюты могут быть признаны объектом имущественных прав);
  • криптовалюты используются в том числе в качестве средства платежа и обмена (хотя они также используются в качестве средства накопления);
  • расчеты в криптовалюте не признаны на законодательном уровне.

Соответственно, в случае принятия закона любая деятельность с Bitcoin может оказаться вне закона.

Какую ответственность предлагается установить за нарушение закона?

Далее мы приведем составы административных правонарушений, предлагаемых в КоАП и наше понимание того, какая деятельность с криптовалютами будет подпадать под эти составы:

1) Выпуск (эмиссия) денежных суррогатов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (пункт 2 статьи 30.38 КоАП) – на наш взгляд, соответствует майнингу.

Эти действия влекут за собой конфискацию предмета административного правонарушения (оборудования для майнинга) и наложение административного штрафа от 40 тысяч (на граждан) до 5 миллионов (на юридических лиц) рублей.

2) Прямое или косвенное понуждение со стороны поставщика товаров, обладающих собственной потребительской стоимостью, к оплате за них с использованием денежных суррогатов по сделкам гражданско-правового характера в отсутствие возможности осуществить такую оплату без использования денежных суррогатов (пункт 1 статьи 30.39 КоАП) – то есть прием оплаты за товар исключительно в криптовалюте (штраф от 40 тысяч до 5 миллионов рублей).

3) Купля-продажа денежных суррогатов за валюту Российской Федерации или иностранную валюту (пункт 2 статьи 30.39 КоАП) – обмен криптовалют на фиатную валют (конфискация предмета административного правонарушения (например, полученная в результате покупки криптовалюта) и штраф от 20 тысяч до 3 миллионов рублей).

4) Совершение операций по отчуждению денежных суррогатов со встречным предоставлением товаров, работ или услуг (пункт 3 статьи 30.39 КоАП) – то есть, совершение оплаты с помощью криптовалюты (штраф от 5 тысяч до 1 миллиона рублей).

5) Совершение операций по безвозмездному предоставлению (дарению) денежных суррогатов третьим лицам (пункт 4 статьи 30.39 КоАП) (штраф от 2 тысяч до 600 тысяч рублей).

6) Производство в целях сбыта либо реализация программного обеспечения, необходимого и достаточного для выпуска (эмиссии) денежных суррогатов (пункт 1 статьи 30.40 КоАП) – разработка программ для майнинга (конфискация предмета административного правонарушения (например, персональный компьютер и программное обспечение) и штраф от 20 тысяч до 5 миллионов рублей).

7) Умышленное распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, необходимой и достаточной для осуществления выпуска (эмиссии) денежных суррогатов (пункт 2 статьи 30.40 КоАП) – распространение информации о программах для майнинга (штраф от 8 тысяч до 5 миллионов рублей).

Когда ожидается принятие закона и его вступление в силу?

Поскольку законопроект только внесен в Государственную Думу, еще неясно в каком виде он будет принят и будет ли принят вообще. Предполагается, что в случае принятия он будет введен в действие с 1 января 2017 года.

Текст законопроекта опубликован на сайте Государственной думы (http://asozd2c.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/361FFC984B318CA543257F1F004A10C2/$FILE/957581-6_18122015_957581-6.pdf?OpenElement).

Если Вам понравилась статья, пожалуйста, порекомендуйте ее друзьям

Назначить встречу

кратко опишите ситуацию и мы оперативно свяжемся с Вами

Контактная информация

Общество с ограниченной ответственностью
«Юридическая фирма «Толкачев и Партнеры»

Наш офис расположен по адресу:

Российская Федерация, город Москва, МФК "Савеловский Сити", ул. Новодмитровская д. 2 стр. 2

Для получения необходимой информации вы можете позвонить нам по телефону или отправить письмо по электронной почте.

Телефон / факс:

+7 (495) 540-58-56

e-mail:

clients@atplaw.ru

Получить предварительную консультацию

Получить консультацию

Заказать услугу

Заказать услугу
или обсудить вопрос

Заказать расчёт стоимости

Добрый день! Ваш запрос получен. Мы свяжемся с Вами в начале ближайшего рабочего дня